admin 05.03.2018

Любой электромобиль кроме несомненных преимуществ обладает массой особенностей, которые осложняют обращение с ним – это касается и процесса выбора и покупки. Причем далеко не всегда причина кроется в электрической сути этого типа машин… Села батарейка? Тяговая батарея – главная причина всех дополнительных хлопот для владельца электрокара. И соответственно, при покупке подержанного электромобиля главная задача – выбрать машину с наименее изношенной батареей.

Ведь если ее емкость значительно упала вследствие старения (о причинах тут говорить не будем), то вам придется вскоре менять ее, а это – не менее 5 тыс. долларов за новую батарею или от 1200-1500 тыс. долларов за «бэушную». Проверить «юзаный» аккумулятор можно несколькими способами, не все из них доступны рядовому покупателю, и ни один не гарантирует стопроцентной достоверности исследования. Прежде всего, знайте, что некоторые современные электромобили (в частности, Nissan Leaf) отображают остаток емкости батареи прямо на приборном щитке. То есть прямо на табло «приборки» отображается, какую часть своей жизни АКБ уже прожила и сколько ей «осталось». Первая (из двенадцати) потухшая «палочка » индикатора означает падение емкости на 16 %, каждая следующая – на 6,5%. Многое зависит от характера эксплуатации электрокара первым владельцем, но за первые год-два и при пробеге порядка 20-30 тыс. км у Leaf может потухнуть не больше, чем одна-две палочки из двенадцати. Еще один вариант проверки: зная паспортный запас хода облюбованной модели, попробуйте разобраться, какой пробег обещает борткомпьютер при полной зарядке и насколько он отличается от оговоренного автопроизводителем. Оценить этот параметр будет сложнее, если батарея во время знакомства с машиной заряжена не полностью, тогда вам придется произвести некоторые расчеты (составить пропорцию). Этот способ довольно грубый и выявит он только значительное старение батареи. Самый верный способ оценить тяговую батарею электрокара – это воспользоваться специальной компьютерной программой. Для самой распространенной в Украине «электрички» Nissan Leaf это приложение называется LeafSpy и доступно даже для аматоров. Оно позволяет с телефона или ноутбука «заглянуть» в недра батареи, и не только отображает остаточный ресурс АКБ, но и может охарактеризовать состояние каждой из ее 96 ячеек. Правда, потребуется еще диагностический Bluetooth- или WiFi-сканер, подключающийся к разъему OBD II автомобиля. Интересно, что LeafSpy показывает кое-что из прошлой жизни тягового аккумулятора, например, сколько циклов заряд-разряд он пережил и боле того – как часто его заряжали от сверхмощной станции по ускоренному циклу. (Принято считать, что такой вид пополнения энергии вредит батарее, но как раз LeafSpy это не подтверждает.) В украинском сообществе фанатов электропривода есть опытные знатоки аккумуляторов, и их стоит пригласить со своим компьютером в качестве эксперта для диагностики машины. Однако, касательно данного вида диагностики нужно иметь в виду, что эксперты предостерегают о возможности «скручивания» показателей старения батареи. То есть недобросовестные продавцы могут «омолодить» ее, исказив отображаемые LeafSpy показания остаточной емкости. Важное замечание – даже самая лучшая батарея с пробегом около 20 тыс. км не может демонстрировать 100%-ную емкость, падение емкости должно составлять хотя бы несколько процентов. Напоследок добавим, что литий-ионные батареи некоторых электромобилей в Украине уже научились ремонтировать не только гаражные «кулибины», а и вполне уважаемые СТО. Поэтому даже если вы при оценке аккумулятора допустите ошибку и купите машину с «уставшей» батареей, есть большая вероятность, что вам ее вылечат, заменив дефектные ячейки.
Не током единым Несмотря на утверждения самых горячих апологетов электротранспорта, электромобили все же имеют механические узлы и агрегаты, которые изнашиваются и требуют ремонта – как это бывает и у машин с ДВС. Поэтому при покупке подержанной «электрички» не забудьте оценить и ходовую часть, и трансмиссию, и тормоза, и рулевое, и прочие системы. Пусть вас особо не расстраивает возможная необходимость ремонта, скажем, подвески, ведь многие электромобили построены на базе обычных бензиновых и дизельных одноклассников. Например, Renault Zoe использует детали шасси Clio, Nissan Leaf – платформу Juke, Mitsubishi i-MiEV – модель i. Так что особых проблем с сервисом и ремонтом механики быть не должно. Национальная специфика Так уж устроен украинских рынок электромобилей, что нам предлагают их преимущественно подержанными, причем едва ли не все из них – с непростой историей. Проще говоря, для максимального удешевления импортирующие электрокары фирмы закупают для нас в Америке и Европе машины после ДТП и затоплений. А уже здесь их приводят в порядок, освежают и продают нуждающимся в доступном электротранспорте. Поэтому задача покупателя при выборе «электрички» – найти экземпляр с наиболее качественным ремонтом: восстановленной геометрией кузова, хорошей подгонкой его деталей, правильно восстановленными антикоррозионными покрытиями, штатно работающими электрикой и электроникой. Последним уделите особое внимание, поскольку на «утопленниках» именно проводка и электроарматура страдают больше всего.