admin1 12.03.2020

Первое широкое опытное строительство и исследования теплоизолирующих слоев в дорожных одеждах проводятся, начиная с 1968 г., в Московском автомобильно-дорожном институте. За это время построены различные конструкции дорожных одежд с теплоизолирующими слоями. На всех опытных участках построена также дорожная одежда обычной конструкции для получения сравнительных данных. Наблюдения проводились за сезонными изменениями влажности, плотности, температуры грунтов земляного полотна и дорожных одежд, режимом промерзания-оттаивания, вертикальными деформациями поверхности проезжей части и глубиной залегания грунтовых вод. Установлено, что только на третью зиму стабилизируется тепловой режим грунта земляного полотна под такими слоями, то есть в последующие зимы температурный режим грунта под дорожной одеждой с теплоизолирующим слоем почти одинаков. На участках № 4 и 5 с теплоизолирующими слоями из стиропорбетона и битумокерамзита имеются наблюдения зимы 1974-1975 гг. Несмотря на сравнительно теплую зиму, температура грунта под битумокерамзитом опустилась до -2° С, в то время как под стиропорбетоном оставалась положительной.

Это подтвердило более высокие теплозащитные качества стиропорбетона. Закономерности водного режима земляного полотна тесно связаны с его тепловым режимом. Так, на участке № 3 под обычной дорожной одеждой относительная влажность в верхнем слое суглинка увеличилась на 24%, а в 1973-1974 гг.- на 28%. В то же время под теплоизоляцией она увеличилась незначительно. Применив теплоизолирующие слои и ограничив промерзание земляного полотна, мы, уменьшая миграцию влаги, тем самым предотвращали морозное пучение грунтов. Почти на всех опытных участках с теплоизолирующими слоями пучение или во все отсутствовало, или было весьма незначительным, в то время как на секции без теплоизоляции оно достигало 40-65 мм. Максимальная величина пучения в 120 мм наблюдалась на участке № 3 в 1974-1975 гг.