admin1 12.03.2020

Наиболее распространенной толщиной бетонного слоя является 18-20 см (более толстые основания применяются, главным образом, в городах при очень тяжелом или при бом грунте). Цемептнобетонное основание вне городов в наших условиях пока не находит применения из-за дефицитности цемента, но экономически в ряде случаев может оказаться целесообразным. Иногда выгоднее разобрать булыжную мостовую и вместо псе построить основание, чем производить выравнивание профиля мостовой, например асфальтобетоном. При проектировании основания заново основание может оказаться выгоднее только в случае, если дорогого камедного материала на него дойдет не более, чем на другое основание. Это возможно при условии, чтобы бетонное основание оказалось тоньше другого каменного основания или было построено из более дешевых материалов.

Можно принять, что цемептнобетонное основание экономичнее щебеночного основания из того же материала, когда допускаемое сопротивление изгибу бетона не меньше четырехкратного допускаемого давления на грунт основания. Приняв несущую способность песчаного слоя среднего качества в 2 кг/см2, видим, что допускаемое сопротивление изгибу не должно быть менее 8 кг/см2. Для бетонных оснований запаса при переходе от временного сопротивления допускаемому должен быть не ниже 1,6. Выше уже указывалось, что при слабых каменных материалах целесообразно обрабатывать их минеральными или органическими связующими. В частности, опыты ЦНИИПСа показали, что при бетонах марки 90-100 кг/см2 замена прочимого щебня щебнем пород невысокой механической прочности вызывает лишь незначительный перерасход цемента (5-10%). При прочих условиях экономичность бетонного основания при марках бетона не ниже 90-ПО кг/см2 должна каждый раз проверяться подсчетом. Укрепление краев. При постройке усовершенствованных дорог с интенсивным движением особенное значение приобретает укрепление краев одежды, как элементов более слабых, чем середина дороги. Опыты и теоретические соображения показывают, что именно на краях, при прочих равных условиях, в первую очередь следует ожидать разрушения. Особенно это делается актуальным при интенсивном движении, когда наиболее тяжелые грузовики двигаются вдоль края одежды.